Главная » Статьи » Почему случилось Окрестино и как его пережить всем нам? Интервью Татьяны Гендель со мной

Почему случилось Окрестино и как его пережить всем нам? Интервью Татьяны Гендель со мной

Почему в нашей стране случилось беспрецедентное насилие, что творится в головах у ОМОНа, почему не стоит думать о миграции и как мы можем защитить свою психику с помощью образно-символического мышления.

 

Квадратные и волнообразные мозги

«Есть люди с условно «квадратными» и «волнообразными» мозгами. Первым дали схему поведения и они строго её соблюдают – это ОМОН, люди системы, те же бухгалтера. Вторые – это более гибкие и творческие люди. Поэтому они друг друга не понимают», — считает Эмилия Юлдашева, магистр психологии и практикующий архетипопсихолог. Эмилия работала с жертвами Окрестино и их семьями, и дежурила у СИЗО.

Если мы развиваем образно-символическое мышление, то приобретаем способность понимать людей, мышление которых отличается от нашего. В беларусском обществе, уверена Эмилия, раскол между двумя такими типами людей просто огромный и может наблюдаться даже в рамках одной семьи.

Поэтому в идеале человеку надо стремиться быть где-то посередине, взяв лучшее у обеих сторон.

Люди больше не хотят  жить в насилии

«Люди не хотят верить в то, что насилие было, потому что отрицание – это естественная реакция психики. Все эти годы мы жили в довольно тихом пространстве без серьёзных конфликтов. И это страшно, что путем жертвоприношения мы делаем какие-то перевороты. Почему-то в XXI веке мы поступаем так же, как столетия и тысячелетия назад.

Сознание тех, в чьих руках власть, не доросло до диалога и реформ без революции. Наш мир сейчас имеет очень хрупкие границы: стоит кому-нибудь психануть, нажать на кнопочку — и все разлетится в дребезги», — рассуждает Эмилия.

Она считает, что хороший вариант для власти — это признавать поиск нового, принимать новые возможные решения с учетом старого опыта. А не действовать согласно своей старой модели поведения, где с гражданами обращаются, как с капризным ребёнком: стараются наказать, отругать, поставить в угол.

Но эффективнее было бы поговорить, выслушать, услышать нужды и проблемы и принять новые решения.

«Проблема в том, что она хочет решать вопросы по старой системе, а люди уже доросли до новой. Наши люди уже не хотят жить в насилии».

Вся их энергия могла бы вылиться в агрессию, но помогла сплотиться друг с другом. А у ОМОНа, скорее всего, было ложное представление о том, что люди хотят устроить хаос и разрушение, насильно захватить дворцы.

«Плюс еще была двойная иллюзия: по новостям и постам в соцсетях однозначно побеждала Тихановская  с данными в 97%, а по бумагам — Лукашенко с 80%. Он опирается на свою правду, а она на свою. Обе цифры — иллюзия, на самом деле, мы не знаем, сколько было голосов. Реальным было насилие в момент, когда люди вышли и объединились против старой власти», — рассказывает Эмилия.

Собери своего внутреннего Терминатора

«Одному из парней, с которыми я работала, после того, как он пережил Окрестино, было 16 лет. Ему было сложно понять мой метафорический язык мифов и образов. Тогда я объяснила проще, спросила, смотрел ли он фильм про Терминатора. В фильме он превратился в ртуть и растёкся по полу. Вот так и человек, который пережил насилие, тоже терял кусочки себя: кусочек в метро, кусочек в автозаке, кусочек на суде, кусочек в СИЗО… И надо, как Терминатору, включая воображение и усилием вол, обратно по кусочкам собрать себя в прежнее состояние», — говорит Эмилия.

Для этого психолог предлагает в первую очередь вспомнить, для чего ты родился, научиться любить себя, родителей, делиться любовью со своими братьями и сёстрами, с друзьями.

Многие люди неудовлетворены в любви, в карьере, и сама ситуация сейчас позволяет выразить недовольство конкретному человеку. Среди нас много тех людей, которые не смогли найти своё место в жизни и не живут на полную. А тут на улице случилась революция и классная тусовка, и они пошли туда праздновать.

Поэтому методики работы с людьми разные: кого-то забрали, когда он шёл просто с работы, кого-то забрали за идеи. Многие так и не поняли, за что с ними на празднике стали обращаться так жестоко .

«Одна женщина на Окрестино была избита так, что она потерялась во времени и пространстве: путалась, как её зовут, как зовут дочь, кто она такая. А она просто со своим мужчиной гуляла в парке, он ушёл за сладкой ватой и не вернулся. А потом напали и на неё. У таких людей шок больше, ведь они совершенно не ожидали подвоха, в отличие от тех, кто шёл на протест целенаправленно и понимал, что за это может быть. Такие люди были лучше морально подготовлены», — говорит Эмилия.

Формула, работающая для всех

Но какими бы разными не были травмы и истории людей, есть одна формула, работающая для всех: у каждого есть место, где его забрали и где случился первый испуг, удар и унижение. Именно это место является точкой входа.

Психолог советует вернуться туда мысленно и интуитивно ответить, сколько процентов себя вы потеряли в тот момент.

«Этот вопрос звучит по-дурацки, но он работает. И люди говорили: «Я весь там» или «Я на 50% там». Мысленно надо повторить то движение, которое с вами сделали. Если били по голове, то нужно повторить то движение, как если бы тебя стукнули, но потом обратно вернуться в норму. Как в видео, которое проматывают задом наперед. Таким образом, человек возвращает себе утраченную энергию обратно. Человек обратно возвращает себе кусочек своего потерянного «я».

Энергия страха и унижения, которую в человека во время насилия вбили, тоже занимает место. Нужно попробовать её увидеть, понять, какого она цвета, и мысленно сжечь её в огне или потоке кипящей лавы.

Можно представить тех же ОМОНовцев и выкинуть на них и за них стоящих командиров: «Это ваше, мне это не нужно. Пока вы будете выбрасывать бездумно на нас это бесчеловеческое отношение, вы не повзрослеете и не будете отвечать за себя и свои поступки. Это ваша травма, вам с ней и работать». ОМОНовцев тоже когда-то поломали, и теперь они ломают людей по образу и подобию», — рассказывает Эмилия.

Перестать умирать вместе с другом

«Когда проработан этот момент, нужно представить себя в автозаке. Один из мальчиков, с которым я работала, говорил, что ему было всё равно, когда били его, но он посыпался, когда стали избивать его друга. Он там потерял 100% себя и уже из автозака вышел безвольным куском мяса, которое можно было бить сколько хочешь.

Надо вернуться в автозак и перестать умирать вместе с другом. Это про нарушение границ ответственности. Друга избивают, но не стоит присоединяться и умирать рядом.

Соответственно, люди присоединялись к чужой боли, читая тексты и смотря видео происходящего, и умирали вместе с этими ребятами. Ты вливаешь себя в насилуемого человека и как бы спасаешь его, ведь он выдохся. Но в этот момент ты слился с ним, с его болью, и отдал ему свою энергию.

Ты этим не поможешь — человека продолжают бить — но навредишь себе. Надо забрать себя из автозака», — рассказывает Эмилия.

Четкие границы ответственности

«Здоровая клетка — кругленькая, с границами ответственности. Если клетку нарушить, то нарушишь весь орган. Точно так же с нашими границами, нам нужно оставаться цельными. Если со всех снять плёнку, то нации просто не будет, останется избитое изнасилованное стадо, не знающее куда идти.

А я хочу, чтобы каждый восстановился в своих границах и понял, зачем он вообще пришел в этот мир. Чтобы при любых режимах и властях, человек шел только своей дорогой. Не надо носиться по периферии: «Здесь Лукашенко, здесь Тихановская, я хочу туда, я хочу сюда».

Именно ты должен стать центром себя, и уже все остальные становятся на периферию. А ты уже если хочешь, то взаимодействуешь, но на комфортных, конструктивных для себя условиях при любой власти, в любой стране.

Я в центре, и вокруг меня моё поле защиты. Когда ты учишься хорошо чувствовать себя, свои границы, у тебя включается интуитивное чувство опасности, ты не станешь лезть на рожон, будешь чётко понимать, подойти к этому человеку или нет, мирный он или нет»,  — рассказывает Эмилия.

Едем в своё мысленное Окрестино

Дальше едем в Окрестино, вспоминаем всех людей, которые били и унижали. Там есть конкретные люди, у которых твоя энергия, ты забираешь её и отдаёшь им обратно их деструктивную энергию, или сжигаешь в огне.

Это так же даёт возможность понять то, что эти люди системщики, им дали приказ, им сказали, что мы бандиты и им надо спасать родину. Они кричали «Мы любим нашу родину» и мы кричали «Мы любим нашу родину». Потеря личных смыслов была и у тех, и у этих. До Окрестина никто не сомневался, что беларусы любят Беларусь.

Если ты идёшь в полном осознании себя, ты понимаешь, что подходишь к человеку, которому дали команду «фас». А ведь им еще могли давать какие-то препараты, которые сбивали вообще все тормоза, на которых они могли избивать всю ночь и не уставать.

Тогда ещё ответственность за произошедшее лежит на тех, кто их опаивал, кто позволил это насилие.

«У многих бывших заключенных есть страх вернуться в Окрестино и забрать свой телефон или документы. Потому что они боятся, что их опять задержат, опять будут избивать. Этот страх липкий и чёрный, его надо обнаружить в теле и вывести во вне через любые техники. Можно вырисовывать какого цвета этот страх, можно рубить топором дрова и ругаться матом, можно бить грушу, чтобы включить ярость внутри себя и чтобы этот страх прогорел внутри», — делится методиками Эмилия.

Учимся заземляться и очерчивать вокруг себя энергетическое пространство

«Когда я работала с людьми из Окрестино,  я понимала, что все они были не в ногах, а в голове. Они не были заземлены. Это воздушные шарики на тонких ножках,  куда подует ветер, туда они и побежали. И их избивали по «пустым» местам.

На моих глазах оттуда выходили люди, которые полностью были в своём теле, чётко себя чувствовали и были заземлены – они были не избиты, хотя пережили ту же самую мясорубку.

Они чётко чувствуют опасность и быстро мимикрируют в состояние «меня тут нет». Для этого надо уметь чувствовать свое тело не только на ментальном, но и на физическом уровне – то есть заниматься спортом.

ОМОНовцы ведь тоже бьют друг друга, но за счет того, что они понимают, что это тренировка, у них нет шока от того, что их побили».

«Чтобы «заземлиться» есть специальное упражнение: нужно встать на небольшую высоту, стул или кровать, и как бы впрыгнуть на пол обратно в своё тело. После этого нужно поднять руки вверх и очертить вокруг себя «кокон» опуская руки вниз.

Мы находимся в своеобразном энергококоне, который выше головы на 50 см и уходит под землю или в пол на такое же расстояние. Вокруг тела на уровне вытянутых рук.

Этот кокон и есть наше энергетическое пространство, которые мы должны занимать. И когда у тебя есть хорошее чувство собственного поля, ты начинаешь чувствовать, что из себя представляют люди вокруг тебя. А при надобности его можно сжимать и тогда ты буквально становишься невидимым.

У меня на консультации был парень, который интуитивно понял, что ему надо сжаться настолько, что его несколько дней в СИЗО просто не замечали и не вносили имя в списки, пока он сам не заявил о себе. У него были длинные волосы под кепкой, которые никто не видел», — рассказывает Эмилия.

Не надо убегать из страны

«Сейчас многие ушли с работы, для них это тоже потеря себя, смысла своей жизни, своего дохода. Методика по собиранию своей энергии с работы тоже может подойти. Тогда человек выйдет не пустой, а с энергией. Сможет творить свое дело в любом месте.  

После переворота многие сбегают, а свою недвижимость продают за бесценок. Сами же беженцы живут в чужой стране как перекати-поле: без корней, связей и авторитета.

Люди, кто уже хочет сбежать, – остановитесь! Дышите глубоко и медленно. Вы высказали свое мнение, хотели перемен и они происходят. Но после надо убирать за собой и организовывать порядок! Не надо убегать, вы хозяева своего желания, вам, нам всем, надо наводить новый порядок после.

В любом случае, по-старому уже не будет, надо искать новые решения. Мы достаточно взрослое общество, чтобы его суметь найти. Через признание обеих систем выживания: системного и творческого. Интеграция должна произойти.

Признание власти, что народ повзрослел, что есть ответственность и тех и у других. Что диалог в виде Мать-Ребенок не работает. Обе стороны правительство и народ – Взрослые люди.

Не надо быть вором своей судьбы и своей страны ни одной из сторон. Одни включили революционера, вторые тирана, ок, примите это. Это как после скандала дома, выбросить дома из шкафов все на пол. Теперь надо наводить порядок, а не сбегать из дома от ужаса.

Старые вещи выбросить, мебель, если над, поменять. Дом «до основания, а затем…» ломать не стоит. Одним стоит признать плюсы системного подхода в стране, все работает слажено, но устарело, а вторым признать творчество и интеллект, позволить привнести новаторство в систему, увидеть, что в этом есть большая помощь, и это не бездельники, а люди творящие интеллектом новое будущее страны.

Иллюзия, что после переворота будет рай – ложная. После переворота – хаос. Это факт истории. Читайте, смотрите, трезвейте. Сейчас время восстанавливать тех, кто пострадал от переворота, восстанавливать диалог между правительством и народом. Я верю в ум, разум, интуицию, дисциплину, системный подход, логику и согласованность», — считает Эмилия.
Автор: Татьяна Гендель

 

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

Эмилия Юлдашева

0
Комментарии: 15Публикации: 259Регистрация: 15-03-2013
Вы можете оставить комментарий. Пинги к записи не доступны.

Оставить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля