— Сынок, скажи, для чего ты родился?
Молча смотрит на меня девятилетний сынишка, как бы не понимая сути вопроса.
— Какое твое предназначение?
Опять вслушивается в мой вопрос, молчит, но наблюдает как я пыжусь, пытаясь спросить его о чем-то, что для нашего поколения кажется очень важным. О том, с чем ко мне приходят молодые люди, загнанные обязательствами жить быстрее, выше, сильнее, по чьей-то заданной траектории, не помня себя, своей сути. Ищущие что-то, что от них постоянно ускользает, того зачем они пришли на Землю. Ищущие смысл своей жизни, ищущие ответы на вопросы, которые я решила задать своему малышу.
— Ну чего ты пришел в эту жизнь? Какая цель у тебя на эту жизнь? Что ты сделать должен, ты помнишь? Зачем ты родился?
— Мама, просто пожить. — Ответил мне сынишка, мягко улыбаясь, коротко и исчерпывающе.
***
В другой раз я его спрашивала:
— Сынок, кем ты хочешь быть?
— Мама, я могу быть кем угодно: поваром, художником, скульптором, аниматором, создавать комиксы, открыть кафе свое, стать директором, танцором.
Помолчал некоторое время и добавил:
— Мама, я такой маленький, а мне столько дорог открыто! Я могу быть кем угодно! Подожди, я вырасту, похожу по этим дорогам.
***
Завели котенка, он пока привыкал как быть человеческим питомцем, царапался как все котята, которые не понимаю силу своих когтей. Однажды он сильно поцарапал меня. я строго сказала ему:
— Будешь царапаться, пойдешь жить во двор. Мне не нужен кот, который делает мне больно.
Сын встал на защиту кота, сказал, что он больше не будет, что не нужно его выгонять из дома. Я согласилась, что пусть поживет пока.
Через некоторое время, сын пришел с большой царапиной под глазом, со струйкой крови. Ни пискнул даже от боли. пришел так уверенно, мужественно, ответственно за кота говорит:
— Мама, мне не больно, я его уже простил. Кота не выгоняй, я сам виноват, так с ним играл.
Я ответила:
— Родька, у тебя хороший хозяин и друг, тебе придется стать хорошим котом и другом.
Святослав пошел умывать лицо водой, позже что-то шептать коту, что в общем он договорился, его не выгонят из дома.
Сейчас кот очень аккуратен со своими когтями, при условии, что мы ему их не обрезаем.
***
— Мама, а как там, в будущем? — Как-то спросил сын, оторвавшись от игры с конструктором.
— Сынок, я не знаю. Я в будущем еще не была. Придет оно, потом посмотрим?
— Почему, ты же была ребёнком и мечтала как у тебя что будет в будущем. ты сейчас в будущем. ты об этом мечтала? Ты довольна тем, что у тебя получилось? Ты могла знать в детстве как у тебя будет в будущем?
— Нет, многое оказалось иным, и многих вещей я просто не могла знать, многое мне нравится, но не обо всем этом я мечтала. Я не знала, что буду жить в Минске, что буду психологом, я про такую профессию ничего не знала, что у меня будет два сына…
— А почему вы все взрослые, спрашиваете у нас детей — кем мы будем в будущем? Кем хотим стать? Мы еще не знаем что станет важным и нужным для нас в нашем будущем. Я хочу просто жить в настоящем. Здесь столько всего интересного, а не думать что у меня будет в будущем.
***
— Сынок, почему ты не сходил не записался в секцию танцев? Я сейчас не могу с тобой сходить, приду только через две недели.
— Я не понял как это сделать. Пришел постоял, ушел.
— Я же тебе говорила, просто приди, скажи, что будешь ходить, а мама все оплатит. Узнай что нужно, форма какая и все.
— Пошли со мной.
— Я не смогу, так как меня не будет вечерами дома. Ты мог уже давно сходить, но ты не делаешь это. Ты что не хочешь заниматься?
— Хочу. Хочу чтобы ты пошла со мной.
— Сынок, я не смогу сходить с тобой, а ты уже сможешь сделать это сам. Я готова оплачивать за твою секцию, тебе трудно разве просто сказать «здравствуйте» и начать заниматься?
Он еще укладывал в себя этот вариант событий, примерялся с ним, брал ответственность постепенно на себя, лежа на кровати, не подавая внешних реакций, а я быстро выпалила:
— Хорошо, значит… деньги останутся у меня, и я лучше тогда куплю кольцо себе, чем буду на секцию тратить.
Этим хотела спровоцировать его интерес к себе, к своему интересу, но… Провокация не удалась:
— Мама, сходи купи кольцо себе. — Спокойно сказал сын.
Я рассмеялась)) Обняла его и сказала:
— И кольцо куплю и на секцию деньги всегда будут)) Иди запишись, хорошо?
— Хорошо, мама.
На следующий день записался.
Чувствительность сына, к моей, скрытой даже для меня, неуверенности очень показательна в этом примере. Как только для меня деньги на его секцию в моей голове стали объективной реальностью, что на сына занятия будут, на кольцо будут и на многое другое тоже, сын уверенно пошел их тратить. Получается, в системной модели семья, ребенок, который чувствует не уверенность в деньгах у своей мамы, может просто не доходить до места траты денег, лишь бы мать была спокойна. Как только происходит смещение в сторону уверенности, то ребенок легко готов тратить на себя, пользоваться ресурсами семьи.
***
— Я съел почти все мороженное. — признался Святослав. — Ничего?
— Буду бить тебя больно! — Ответила ему улыбаясь.
— Ну я же правду сказал, что считается как — ничего!
— Хорошо, на здоровье)